Наука изучающая отношения связанные с производством

Образование как термин обычно рассматривается в двух основных смыслах:

• как совокупность знаний, умений и навыков, которыми обладает человек (уровень образования, квалификация, иногда даже употребляется сокращение ЗУН);

• как обособленная сфера деятельности, в которой человека обучают, т.е. формируют у него совокупность знаний, умений и навыков.

Как совокупность знаний, умений и навыков образование может в определенном смысле рассматриваться в качестве результата деятельности обособленной сферы. Это то, что формируется у человека, прошедшего в той или иной форме через эту самую обособленную сферу деятельности в качестве обучающегося. Сами знания, умения и навыки у человека при этом могут называться по-разному: способностью к труду, рабочей силой, человеческим потенциалом, человеческим капиталом.

Следует отметить, что существует и так называемое самообразование, когда человек самостоятельно формирует у себя знания, умения и навыки, не проходя через сферу образования. Правда, совсем миновать ее, даже в этом случае, не удается. Во-первых, знания и навыки, находясь ” внутри“ человека, требуют подтверждения: оценки, сертификации, удостоверения и т. п. Это делает сфера образования (правда, может делать и другая сфера). Во-вторых, для самообразования используются такие ”продукты“ сферы образования, как учебники, учебные пособия, методические материалы и т. д. В третьих, без помощи учителя (преподавателя, наставника, без создания своего рода ячейки сферы образования в лице учителя и ученика) самообучение, в принципе, возможно, но осуществляется с гораздо большими затратами времени и других ресурсов.

Да и не всякому делу можно обучиться самостоятельно. Поэтому с точки зрения общества создание обособленной сферы образования представляется совершенно обоснованным.

Образование как обособленный вид деятельности возникло давно. В качестве побудительных мотивов к этому наука изучающая отношения связанные с производством в самом общем виде можно выделить наличие потребности личности в повышении своего уровня и наличие общественной потребности в образованных людях. Человек стремится к знаниям, а общество (в лице государства) стремится иметь в себе образованных людей, которые могут осознанно выполнять свои обязанности. Образованный человек лучше приспособлен к жизни в обществе, что не может не оцениваться обществом положительно.

Считается, что в ХХ в. образование непосредственно ”связалось“ с производством. До этого оно выполняло главным образом педагогические и культурологические задачи (обучение людей для сохранения культурной и религиозной преемственности), не оказывая заметного влияния на производство, в котором преобладал по преимуществу простой труд, и не выделяясь в самостоятельную отрасль. Подготовка кадров для производства не требовала значимых затрат, т.е. не создавался сегмент спроса и предложения на обучение. Увеличение доли занятых умственным трудом, усложнение производства, потребовали увеличения численности подготовленных работников и, как следствие, выделения образования в самостоятельную сферу деятельности.



Разумеется, можно и не соглашаться с таким подходом, указывая на то, что значимость подготовленных и обученных людей адекватно оценивали еще в начале второго тысячелетия нашей эры (а может быть, и значительно раньше). Недаром именно в это время, как отмечается в трудах по истории высшего образования, начали создаваться и развиваться европейские университеты как своего рода реакция на развитие государственности, городов, ремесел, торговли и прочего. Университеты невозможны без развитой системы ”до университетского“ образования. Это уже можно рассматривать как выделение (обособление) образования в самостоятельную сферу деятельности со своими особенностями, отношениями, в том числе и по поводу ресурсов, специфическими формами организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

С этой точки зрения можно предположить, что связь производства и образования начала формироваться несколько (если не сказать— существенно) раньше. Другое дело, что масштабы этой связи достаточно долгое время оставались незначительными и расширялись по мере развития производства. Промышленный бум XIX–XX вв. вызвал соответствующий бум и в образовании, сформировал потребность в обученных людях, причем обученных в разной степени, по разным специальностям, с высоким уровнем общего образования.

Это привело к развитию образовательной сферы и позволило говорить о необходимости соответствия образования потребностям экономики.

Можно, конечно, и здесь несколько поспорить, говоря о том, что именно развитие образования вызвало промышленный рост.

Сейчас так прямо и говорят, что образование является важнейшим фактором развития экономики, приводя пример Японии, стран Европы и других стран, указывая, по существу, на первичность образования по отношению к экономике. Приведем только одно соображение, которое позволит ”прояснить ситуацию“. Для того чтобы дать импульс развитию экономики (или производства), достаточно нескольких образованных людей. Но чтобы появилось несколько образованных людей, способных дать этот импульс в виде создания новых производств, технологий, изделий и прочего, необходимо обучать существенно большую массу людей, из числа которых эти способные люди могут выделиться. Кроме того, обеспечивать функционирование новых производств должны люди, которые могут и умеют это делать, т. е. обладающие необходимыми знаниями, умениями и навыками. Следовательно, без образования говорить об экономическом росте не приходится. И в этом смысле можно говорить о первичности образования, его приоритетности для целей развития экономики.

Как всякая определенная сфера деятельности, образование обладает и ”своей экономикой“. На сегодняшний день существует достаточно много определений экономики, базирующихся в конечном счете на первоначальном значении этого термина— ”искусстве ведения домашнего хозяйства“ (перевод с греческого). Анализируя содержание этого понятия (даже в его ”первоначальном“ значении), каждый сможет сформулировать для себя множество отличительных черт, характеризующих экономику. Воспользуемся тем, что уже сделано, и рассмотрим, например, определение экономики, данное в Большой Советской Энциклопедии, в котором термин ”экономика“ определен в трех основных вариантах его применения.

1. Совокупность отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления, сложившихся в том или ином обществе, на том или ином историческом этапе.

2. Народное хозяйство данной страны или его часть, включающая соответствующие отрасли и виды производства.

3. Отрасль науки, изучающая производственные отношения или их специфические стороны в определенной сфере общественного производства и обмена.

Иначе говоря, экономика как понятие используется для обозначения отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления благ, разных субъектов этих отношений и науки, которая изучает эти отношения. Отсюда, кстати, следует и множество возможных уровней экономики как науки: макроэкономика— изучение отношений на уровне народного хозяйства, микроэкономика—изучение отношений на уровне отдельного субъекта и т. д.

Существуют и другие определения.

В частности, экономика рассматривается как поведенческая наука, т. е. наука о том, что определяет поведение домашних хозяйств, фирм и государства, когда они принимают экономические решения.

Экономика—это дисциплина, изучающая, каким образом общество с ограниченными дефицитными ресурсами решает, что, как и для чего производить. Различаются: позитивная экономика, изучающая и объясняющая то, что есть, и дескриптивная экономика, предлагающая рецепты действий, основанные на субъективных оценках.

Экономикс исследует проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека. Проблемы этой науки обычно изучаются не с индивидуальной, а с общественной точки зрения. Производство, обмен и потребление товаров и услуг рассматриваются в ней не с позиций банковского счета отдельного человека, а с позиций общества в целом. Экономикс—это наука об эффективности, эффективности использования редких ресурсов. Поэтому экономикс можно рассматривать как ”общественный“ взгляд на экономику.

Примеры такого рода можно продолжить. Не задаваясь целью сконструировать свое определение науки экономики, отметим, что в основе всех определений лежит одно и то же содержание: изучение того, как некий субъект ведет хозяйство с наибольшей пользой для себя. В качестве субъекта, ведущего хозяйство, может выступать отдельный человек, группа людей или организаций, государство или его обособленная часть—регион.

Можно сказать, что экономика как наука изучает отношения, в которые вступают между собой субъекты по поводу ведения ”своих“ хозяйств и получения необходимых результатов, и действия, которые эти субъекты предпринимают в рамках этих отношений.

Ведение хозяйства предполагает, что субъект, осуществляющий эту деятельность, взаимодействует с другими субъектами (вступает с ними в отношения) по поводу производства, распределения, обмена и потребления результатов ведения хозяйства - благ. Эти отношения называются экономическими. При этом благом может выступать любой объект, материальный и (или) нематериальный, способный удовлетворить определенные потребности.

Наука экономика может изучать отношения ведения всего хозяйства в целом или какой-либо его части, называемой сферой или отраслью.

Сферы экономики определяются как области экономической деятельности, которые отличаются друг от друга единством и однотипностью выпускаемого продукта, однотипностью ресурсов и технологий, объединяют в себе субъектов по признаку однотипности осуществляемой ими деятельности. С этой точки зрения в сферу образования, например, можно включать не только все учебные заведения, но и преподавателей, осуществляющих свою деятельность частным образом, семьи, осуществляющие воспитание детей.

И если обратиться к истории образования, то его (образование) можно называть сферой буквально ”с самого начала“ функционирования учебных заведений: однотипность ресурсов, технологий и результатов всегда была налицо.

Определение блага можно посмотреть, например, в [65, с. 47–49]. Отрасль определяется практически так же, как и сфера, только по признаку объединения юридических лиц, производящих однотипную продукцию. Отрасль административно объединяет субъектов в рамках определенной управленческой структуры, например, министерства или ведомства. Применительно к образованию отраслью можно считать совокупность образовательных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации. Поэтому уже давно обсуждается, а в настоящее время и решается проблема отнесения всех государственных образовательных учреждений к ведению одного органа управления для восстановления единства отрасли. Разумеется, это не совсем строгое определение. Оно позволяет лишь проиллюстрировать наличие различий в терминах ”сфера“ и отрасль“.

Сфера считается более общим понятием, нежели отрасль, поскольку может объединять в себе несколько отраслей. Примером такого рода может служить социальная сфера, объединяющая в себе пенсионное обеспечение, культуру, образование, здравоохранение и др. Каждая из этих входящих в социальную сферу частей может рассматриваться в качестве отрасли (части сферы) и, одновременно, может рассматриваться в качестве самостоятельной сферы.

Таким образом, экономика образования может быть определена как наука, изучающая отношения, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением благ, создаваемых в сфере образования (как части народного хозяйства страны) и (или) в частях сферы образования: в отрасли ”образование“, в части отрасли или сферы, например, только в образовательных учреждениях общего образования.

Разумеется, существуют и иные точки зрения на содержание экономики образования.

В качестве предмета экономической теории обычно называют экономические отношения в обществе. Экономическая теория— это наука о системах экономических отношений в обществе, отвечающая на вопросы:

• что собой представляет экономическая система, как она устроена, каковы ее основные структурные элементы, цели и формы движения;

• как функционирует экономическая система, как взаимодействуют ее элементы в процессе функционирования и какое влияние оказывает на состояние системы принятие экономических решений;

• как система экономических отношений взаимодействует с другими сферами общества и, прежде всего, с социальной сферой и политикой.

Исходная задача всякой теории—выделить и изучить объект на предмет определения его свойств. Соответственно, исходной задачей экономики образования можно считать выделение сферы образования в качестве объекта и изучение (исследование) его свойств на предмет определения их общих и специфических черт, признаков, отличий.

Предмет, который должна изучать экономика образования, и решаемые при этом задачи определялись неоднократно. Можно привести несколько примеров таких определений.

В частности, ”одна из главных задач экономики образования состоит в том, чтобы более детально раскрыть экономическую сторону материальных условий, необходимых в каждый данный момент для достижения определенного образовательного уровня членов общества. Данная задача должна решаться с учетом общего состояния экономики страны, с учетом тех ресурсов, которые могут быть выделены на нужды образования. Экономика образования исследует движение материальных и денежных средств, направляемых обществом на расширенное воспроизводство квалифицированной рабочей силы через систему образования.

Предметом экономики образования как науки является специфика производительных сил и производственных отношений в отрасли, создающей образовательные услуги и удовлетворяющей потребности личности и общества в них при ограниченных ресурсах, выделяемых на эти цели. Она исследует и выявляет особенности действия экономических законов и категорий в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения, подготовки квалифицированной рабочей силы, повышения образовательного и культурно-технического уровня населения.

Непосредственным предметом изучения экономики социальной сферы являются теоретические и практические проблемы, связанные с управлением, планированием, финансированием, оплатой труда, структурой, системой организации этой сферы.

Предметом экономики социальной сферы являются особенности процессов, отношений, институтов, связанных с соизмерением затрат и результатов в вышеуказанных отраслевых системах (здравоохранение, физкультура и спорт, образование, культура, социальное страхование, пенсионное обеспечение). Двуединой задачей экономики социальной сферы является:

• дать целостное представление о теоретических принципах организации, финансирования, хозяйствования в отраслях социальной сферы в условиях рыночной экономики;

• охарактеризовать специфику их организации и экономического устройства в России и перспективы их реформирования в переходный период.

Несмотря на видимые различия в приведенных определениях, они являются практически идентичными:

• в их основе содержится единое представление об экономике как науке, изучающей отношения ведения хозяйства;

• сфера ведения хозяйства ограничена либо только сферой образования, либо социальной сферой, включающей образование в качестве составной части;

• в качестве предмета изучения, вне зависимости от определения, выбраны экономические отношения. Даже в том случае, если предметом формально определены особенности или проблемы этих отношений, все равно изучаются именно отношения в сопоставлении с аналогичными или подобными отношениями в других сферах.

Таким образом, объектом изучения экономики образования как науки можно считать сферу образования (или ее отдельные части), а предметом изучения—отношения, складывающиеся (сложившиеся, формируемые, формирующиеся и т. д.) в этой сфере по поводу производства, распределения, обмена и потребления создаваемых в ней благ.

Опираясь на определение С.В.Шишкина, образование можно отнести к социальной сфере наряду со здравоохранением, физической культурой и спортом, культурой, социальным обслуживанием и социальным обеспечением, жилищным хозяйством, социальным страхованием и пенсионным обеспечением.

Отрасли социальной сферы характеризуются следующими общими признаками:

• предоставляют блага, в основном в форме услуг, предметом воздействия которых являются люди и возможности их повседневной жизнедеятельности;

• потребление предоставляемых благ имеет значительные внешние эффекты, т.е. потребление услуг вызывает последствия не только для самого потребителя, но и для других людей, непосредственно этих услуг не потребляющих;

• деятельность этих отраслей является объектом систематического применения ценностных (невещественных, неовеществленных, неопределенных или неопределимых количественно) оценок. Иначе говоря, деятельность оценивается в первую очередь с точки зрения пользы для всех людей, всего общества или существенной его части, при этом эта самая польза определяется в качественных терминах (например, растет терпимость в обществе, культурный и образовательный уровень). Можно ехидно добавить, что все с этим соглашаются, но на вопрос ”а на сколько растет?“, ответить затрудняются.

Рассмотрим эти признаки более детально.

Отрасли социальной сферы имеют своим непосредственным адресатом людей, их материальные, физические и духовные возможности. В частности, образование обеспечивает освоение людьми знаний и умений. С остальными отраслями этой сферы, на мой взгляд, все тоже достаточно понятно, хотя и вызывает некоторые вопросы. Жилищное хозяйство, например, предоставляет услуги по эксплуатации жилищ, обеспечивающие воспроизводство материальных условий повседневной жизнедеятельности людей (водоснабжение, отопление, освещение ит.д.). Непосредственная деятельность этой сферы направлена все же не на людей, а на материальные условия их жизнедеятельности и, строго говоря, обеспечивает (восстанавливает) нормальное состояние материальных объектов. Это может характеризоваться и как материальное производство. Объем предоставляемых услуг в этой части может быть количественно определен, разумеется. Но может ли кто-нибудь сказать, насколько ценно горячее водоснабжение или вывоз мусора для проживающих в доме? Для этого приходится использовать качественные, ценностные оценки, поскольку речь идет уже не о предмете, на который воздействует эта сфера деятельности, а о вторичном результате в виде влиянии на человека последствий такого воздействия. Следует, правда, отметить, что практически то же самое можно сказать и про материальное производство, также имеющее в конечном итоге ”человеческую“ направленность.

Считается, что отрасли социальной сферы характеризуются наличием выраженных внешних эффектов. Потребление их благ теми людьми, кому они непосредственно адресованы, сказывается и на тех людях, кто этих благ непосредственно не потребляет. Классическим примером такого рода считается (и во всех учебниках приводится) здравоохранение. Профилактика заболеваний и медицинская помощь заболевшим людям оказывают позитивное воздействие не только на тех, кто получает эти услуги (даже и за плату), но и на других лиц, не получающих и не оплачивающих этих услуг, сокращая риск и масштабы заболеваемости населения. Всеобщая грамотность дает огромный эффект для функционирования всего общества и развития экономики. Культурная деятельность способствует распространению и освоению людьми социальных ценностей, консолидирующих общество.

Правда, практически то же самое можно сказать и о многих других (если не о всех) благах, не относящихся к ”продукции“ отраслей социальной сферы. Например, потребление произведенных промышленностью или сельским хозяйством пищевых продуктов несет существенный внешний эффект - сытый человек представляет меньшую социальную опасность для голодных, не потребивших эти продукты, а мощное промышленное производство, кроме всего прочего, успокаивает нацию (оборонный потенциал, рабочие места, наличие товаров и т. д.) и повышает уровень самосознания.

Отрасли социальной сферы постоянно выступают объектом ценностных оценок со стороны государства и общества. Например, конституции многих стран относят доступность медицинского обслуживания, образования, культурных благ к числу неотъемлемых прав человека. Применительно к сфере образования, это особенно заметно при изучении программных документов, связанных с развитием образования. Обращает на себя внимание постановка качественных целей развития (повысить качество, доступность, эффективность и.т.п.) часто без какой-либо их количественной определенности. Поэтому и оценка степени достижения подобных целей остается, мягко говоря, качественной (ценностной).

Следует добавить, что сама по себе ценностная оценка мало что дает, поскольку носит, скорее, характер декларации. Достаточно сравнить конституционные гарантии в России в настоящее время и лет тридцать назад, а особенно—их реализацию. Более важна количественная составляющая этой ценностной оценки, т. е. степень доступности того же образования или уровень здоровья нации.

Отсутствие количественной оценки может быть не только следствием ее принципиальной невозможности в силу каких-то внутренних особенностей той или иной сферы деятельности (на это, кстати говоря, указывают некоторые авторы, правда, не столь категорично, но без каких-либо обоснований своей позиции), но и просто не разработанности инструментальных средств такой оценки. Ведь количественная оценка по ряду позиций вполне возможна. Возьмем, например, совершенно определенный количественный показатель продолжительности жизни, характеризующий в числе прочего, пусть и косвенно, состояние здравоохранения. А это уже количественная характеристика определенной отрасли, аналогичная другим отраслям, не относимым к социальной сфере. Тем не менее в практической деятельности для характеристики отраслей социальной сферы используются в первую очередь именно качественные характеристики, что является одним из важных ее (сферы) признаков (особенностей).

Основной причиной применения к социальной сфере качественных оценок является отсутствие, как правило, вещественной формы результата ее деятельности, выступающего в виде услуги.


Закрыть ... [X]

Общая экономика: бакалавриат, магистратура, аспирантура Салоны красоты в мармарисе

Наука изучающая отношения связанные с производством Наука изучающая отношения связанные с производством Наука изучающая отношения связанные с производством Наука изучающая отношения связанные с производством Наука изучающая отношения связанные с производством Наука изучающая отношения связанные с производством