Как сделать из лизуна мячик

Актуальность темы исследования.

Общество покоится на духовно-нравственных основах человеческой души, которые закладываются в семье, в ней формируются, из нее вырастают. Семья, как важное звено общества, оказывает непосредственное и сильное влияние сделать на всестороннее его развитие путем воспроизводства населения, обогащения материальными и духовными ценностями, именно в ней воспитывается характер и формируется духовный опыт будущих граждан общества. Этим во многом объясняется возрастающий интерес ученых различных отраслей науки к проблемам семьи и её роли в обществе. Для любого общества значение института семьи и умение управлять ею имеет первостепенное значение, поскольку от ее состояния и жизни-устойчивости в значительной мере зависит качество воспроизводства населения, т. е. будущее человечества. В семье не только воспроизводится население, удовлетворяются и формируются материальные потребности человека, но и создаются, поддерживаются и передаются определенные традиции, духовные ценности, осуществляется взаимосвязь поколений.

Неслучайно Организацией Объединенных Наций 20 сентября 1993 год был объявлен годом семьи, что еще раз свидетельствует о признании роли семьи, осмыслении человечеством этой роли в современном мире и значения семьи для решения актуальных проблем и перспектив развития человеческого общества. Вопреки предсказаниям некоторых философов и социологов о кризисе семьи и ее исчезновении институт этот остается важнейшим социальным явлением в современном обществе.

Семья как важнейший социальный институт общества продолжает жить и развиваться для удовлетворения личных и общественных потребностей человечества. Исследование семьи, выявление ее особенностей в постсоветский период, когда республики бывшего Советского Востока приобрели независимость и встали на путь самостоятельного развития, имеет не только познавательное, но и огромное практическое значение в определении роли и места института семьи в трансформирующемся обществе.

В условиях рыночной экономики, возрастающей конкуренции, все более жесткими становятся требования производства к качеству рабочей силы, к профессионально-квалификационной подготовке, морально-нравственным установкам. В этой связи особое значение приобретают исследования проблем межпоколенной мобильности, регулирования воспроизводства, социально-демографических процессов и, в особенности, укрепления духовно-нравственных основ семьи. Трудовая и социальная мобильность, усовершенствование общего, профессионального и высшего образования выступают факторами трудовой занятости, развития культуры, общения всех социальных слоев населения.

Сегодня наша страна находится на сложном пути перехода к новым экономическим отношениям, включается в общечеловеческий цивилизованный путь развития. Главным в этом процессе является демократизация общественной жизни, которая обуславливает необходимость решения ряда кардинальных проблем, связанных с человеческим фактором.

Среди них весьма специфичными являются проблемы укрепления семьи, совершенствование её духовно-нравственных основ, повышение роли семьи в подготовке подрастающего поколения к условиям формирующихся новых, рыночных экономических отношений.

Семью по праву можно называть школой истинной любви, где мы усваиваем основные уроки человечности, элементарные нормы человеческого общежития: порядочность, совестливость, честность, доброту, вежливость, уважительность, милосердие и др., являющиеся общечеловеческими ценностями. Психологи и социологи сошлись во мнении, что корни преступности кроются в проблеме взаимоотношения в семье. История складывалось таким образом, что страны, в которых были крепкие моральные и семейные устои процветали также и в экономическом плане.

Какой бы нравственный принцип мы не взяли, становится ясным, что он усваивается с раннего возраста в семье. Усвоение нравственных норм происходит не со слов, а в деятельности, в поступках людей. И, наконец, семья есть индикатор состояния и развития общества, и отражает многие параметры современных социальных процессов. Именно поэтому изучение семьи является актуальной проблемой не только для традиционных, индустриальных, но и постиндустриальных обществ.

Актуальность избранной темы исследования определяется еще той исторической особенностью, которая прошла на своем пути таджикская семья - национальная традиция особого уважения к старшим и на этой почве формирование больших семей с несколькими поколениями, органическое переплетение религии ислама с национальными традициями и потому его устойчивое, регулирующее положение в таджикской семье, огромный социально-экономический и нравственный ущерб, нанесенный стране гражданской войной и т. д.

Нельзя не учитывать и того положения, что многие традиции и обычаи далекого прошлого в силу своей особой живучести в семейно-брачных отношениях продолжают существовать и сейчас. Отсюда вытекает необходимость обобщения и использования, во-первых, веками накопленный народом положительный опыт основ семьи; во-вторых, решительно отмежеваться от всего того, что отрицательно влияет на семейную жизнь, является помехой в нравственном воспитании и подготовки молодежи к семейной жизни, создании нормальной современной семьи.

Необходимость решения задач перехода к новым экономическим отношениям и нравственного обновления общества сегодня вызывает потребность в полной мере использовать нравственно-духовный потенциал семьи, накопленный столетиями его развития. Семья современного типа формируется и развивается на новой основе развития человеческого общества, что нашло свое отражение в Конституции Республики Таджикистан, в Законе Республики Таджикистан «Об образовании», в Концепции национальной школы и в других директивных документах правительства Республики Таджикистан. Так, в Законе «Об образовании» отмечено: «Обязанностями родителей в семье является забота о физическом, духовном здоровье детей, создании необходимых условий д ля под готовки их к школе и развития у них способностей; воспитание у детей нравственных качеств: гуманизма, трудолюбия, щедрости, милосердия, уважения к культурным, национальным ценностям».1

Актуальность темы исследования не исчерпывается только философским анализом. Здесь учитываются и следующие моменты: во-первых, в дальнейшем развитии демократического общества будут обновляться общественные отношения, возрастать роль молодежи; во-вторых, материальная обеспеченность, духовное и нравственное здоровье семьи во многом будут определять облик человека, его общественную и трудовую активность; в-третьих, демографическая ситуация, сложившаяся в стране потребует преодоления стереотипа мышления, ориентированного на многодетность, формирования нового менталитета, общественного мнения, направленного на повышение особой ответственности семьи за воспитание образованной, физически и духовно здорового молодого поколения.

Результаты социологических исследований, приведенные в научной литературе по гендерному анализу, позволят нам найти оптимальное решение многих современных, весьма актуальных проблем семьи, особенно таких, как её социальная адаптация к условиям рыночной экономики, социальная защита молодой семьи, регулирование ее репродуктивного поведения и т. д.

Все эти проблемы прямо или косвенно связаны с нравственным здоровьем семьи, где рождается, вырастает и воспитывается человек, где главным образом, формируются его социально - профессиональная ориентация, репродуктивная установка и миграционная направленность. Особенно возрастает роль семьи в условиях переходного периода, финансового и экономического кризиса и всеобщего обнищания населения, когда она, практически становится важнейшей гарантией сохранения общественно-потребного социального поведения, действий и поступков, моральной ответственности. Именно семья в критические моменты истории поддерживает здоровое начало нации, нравственную чистоту и способствует возрождению духа и энергии нации. Изложенные соображения и послужили основанием для выбора темы диссертационной работы.

1 Закон Республики Таджикистан «Об образовании». Душанбе, 1994. - С. 26.

Степень разработанности проблемы:

Известно, что семья включена в рассмотрение многих наук - философии, социологии, педагогики, психологии, этики, демографии, сексологии и имеет достаточно богатую традицию, теснейшим образом связанную с именами известных отечественных и российских ученых, таких гак: Абрелева М.М, Арабова Э.В, Артнян М.Ю, Афанасьев Т.М, Ачилов РА, Ачилдиева Ф.В, Баздырев К.Н, Бестужев Лада, Бедный М.С, Балагушкин Е.Г, Бойко В.В, Васильева Э.К, Гафарова М.К, Исоев С, Карклина С.Э, Кисляков НА, Лаптенок С.Д, Мацковский М.С, Меньшутин В.П, Харчев А.Г, Хашимов А.Х, X. Рахимзода, Х.Рахимов, Янкова З.А, Юркевич Н.Г. и

2. Абрелева М.М. О возможности применения проективного метода в исследовании семейных отношений // ред. Коллективный журнал.: Вести. ЛГУ Сер : История КПСС, научный коммунизм, философия, права, - Л, 1988.-Сб.ст. - Рукопись дел в ИНИОН АН СССР №33793 от 7.05.88.; Арабова Э.В. Будьте добры: Молодой семье о культуре чувств поведения. - 2-е изд. Минск, Пламя, 1985.- С. 160.; Артюнян М.Ю. Распределение обязанностей в семье и отношения между супругами // Семья и ее социальная структура - М., 1987. - С 53-70.; Афанасьев Т.М. Семья. М.,,1988; Ачилдиева Ф.В. Многодетная семья в современном обществе: условия жизни, общественное мнение, меры социальной политики. Жизнедеятельность сети тенденции и проблемы. - М., 1990.- С.66-67.; Ачылова Р. А. Нация и семья // АН. Кирг. ССР, Институт философии и права.- Фрунзе. Ленин. 1987.-С24.; Баздырев КН. Как был. счастливым в браке - М.: Мысль, 1987. -С. 16; Бестужев Лада. Семья вчера, сегодня завтра - М.: Знание 1979 -С.58; Бестужев Лада. Ступени к семейному счастью,- М.: Мысль, 1998. -С.64; Бедный М.С. Семья - здоровье- общество. - Научный коммунизм, №7Изд-во (¿Знание». Москва, 1969.-С.43; Бойко ВВ. - Малодетная семья: Социально-психологический аспект. - 2е.изд, Общество, - М.: Знание, 1983.-С.41; Бойко ВВ. Если ты мать и женщина.- М.: сов. Россия 1991.-С.156.; Васильева ЭК. Семья и се функция. Изд-во «Сгагастика»; Москва, 1975.-С.34; Гафарова М1С Духовный облик женщины Советскою Востока. - Душанбе, Ирфон., 1969. - 207с; Женщины Советского Востока- Душанбе^ Ирфон., 1987. - 124с.; М.К Гафарова, ВА Фомина, Общественное сознание. Душанбе. «Ирфон», 2001.- 97с.; Исоев С. Народные традиции и опыт по трудовому воспитанию детей в семье (на примере Таджикской ССР): Автореферат, дис. канд. пед. наую-Ташкснг, 1980.-20с; Карклиш С.Э. Проблемы семейного воспитания.- М,1983.-207с; Кисляков НА. Семья и брак у таджиков, По материалам конца 19 начала 20 век М-Л, Изд-во Акадлшук. СССР/Ленингрэд, отделение/, 1959,-269с.; Лаптенок СД Нравственная сущность семейно-брачных отношений. -М.: Знание,1990. -С.47.; Лаптенок СД Нравственное развитие личности в семье - М.: «Знание» 1977. -С. 64.; Лаптенок СД. Семья и духовное развитие личности,- Минск.: Беларусь, 1977. -С. 126; Лаптенок СД Советская семья: социально-этическое проблемы, - Минск: Беларусь, 1985. -178с.; Мешушин ВЛ. Помощь молодой семье: Заметки психолога.- ММысль 1987-203с; Харчев АГ., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы (социально-демографические исследования), М.: Статистика, 1978.-224с.; Харчев АГ. Быт и семья в социалистическом обществе. -Л.:3нание, 1968.-224с.; Харчев АГ. Брак и семья в СССР-М.: Мысль,1964.-325с.; Харчев АГ. Нравственность и семья - М.: Знание, 1981. - С.48; Хашимов АХ. Форм1грование новых семеино-бытовых отношений у народов Средней Азии. Под редакцией ШТ. Балагушкина. - Душанбе, Ирфон, 1972-186с.; Хашимов АХ, Е-ГБалагушкин.; Сущность и нравственная основа семьи. - Душанбе: Ирфон,1975.-222с.;

В их научных исследованиях большое внимание уделено: теоретическому анализу социальной сущности семьи и особенностям бытовых отношений, их места и роли в жизни общества; рассмотрению исторической закономерности развития и укрепления семейных отношений во взаимосвязи с политическим и социально - экономическим состоянием общества; выявлению диалектики взаимодействия семьи с таким политическим институтом, каким является государство.

Продолжают свои исследования в области выбора жизненного пути новым поколением и проблем, связанных с процессами формирования нравственных качеств средствами семейных традиций (Нуров Н., Рахимов X., Хидирова Л., Сатилболдиевна Л.)3.

Большой методологический интерес представляет работа Маджидовой Б.,4 раскрывающая прогрессивную, воспитательную роль традиций и обычаев таджикского народа в формировании нравственных качеств личности. Проблемы социальной структуры семьи и процесс её изменения с достаточной глубиной исследованы Шоисмаяуллоевым Ш5. Правовые аспекты таджикской семьи и семейных отношений весьма компетентно нашли отражение в трудах Махмудова М6.

За последние годы исследователи семьи проявляют большой интерес к вопросам образа жизни семьи и ее социально-демографического поведения с позиции процессов демократизации общества. Они рассматривают мотивы браков, супружеские

Хуррам Рахимов. Традиции таджикского народа и их роль в подготовке старшеклассников в семейной жизни. -Душанбе-1992,-С21; Юркевич Н.Г. Советская семья Функции и условия стабильности - Ми.: Изд. БТУ, 1970.-208с.; Янкова ЗА. Городская семья. - М.: Наука, 1979.-С.166.; Янкова ЗА 20 век и проблемы семьи (По материалам 12-межпународного семинара по исследованию семьи). - М.: Знание, 1974.-С.72.;ЯнковаЗА Семья, родство, соседство.-М., 1970.-134с.

3 Нуров АЛациональные общечеловеческие ценности и их роль в нравственном воспитании подрастающего поколения. Душанбе, 2004.-С.86; Хуррам Рахимов Традиции таджикского народа и их роль в подготовке старшеклассников к семейной жизни. Дониш. Душанбе.,1992.-72с ; Хидирова Л.С. Формирование нравственных качеств у детей средствами семейных традиций (наматериале семей Северного Таджикистана). Автореферат канд.пед.наук.(13.00.01) Худжанд,2002.-19с.

4. Маджидова Б. Традиции и обычаи таджикского народа в формировании нравственных качеств личности. — Душанбе, Ирфон., 2004-211с.

5 Шонсматуллоев Ш. Трансформация социальной структуры и изменения социального положения семьи.//Известия АН.РТ.Серия: философия и правоведение.- Душанбе,2002.-ЖМ.-С.90

6 Махмудов М. Правовые средства сохранения и укрепления семьи в Таджикистане. - Душанбе, «Ирфон», 1998.- 165с.; «Хукук ва ухдадорих,ои хдмсарон дар оила». Душанбе., ЭГ.-граф.,2003. - С.65. отношения, проблемы стабилизации и укрепления семьи, воспитания детей, исследуют причины внутрисемейных конфликтов и разводов7.

Значительно возросло число научных трудов социологов, демографов и психологов по таким проблемам, как семья и ее социальная адаптация к условиям рыночной экономики, влияние семьи на репродуктивное поведение, взаимоотношение между родителями в семье, формирование молодой семьи, влияние народных традиции и обычаев на поведение и деятельность взрослых и детей в семье и обществе. Несомненно, они вносят весомый вклад в определении тенденции развития семьи в современных условиях, затрагивают и некоторые моральные аспекты, происходящих изменений в семейных отношениях.8

Важное место занимали вопросы семьи и семейных отношений, нравственных основ семьи в трудах выдающихся мыслителей Востока -Абу али ибн Сино,9и Насириддина Ту си.10 Согласно учению Ибн Сино семья берет свое начало со строительства дома и его обустройства. Затем, по его мнению, создается семья, где главой семьи является муж, а жена является его заместителем и хранительницей

7 Афанасьева T.M. Семья. - М.: 1988.-25бс; Артгонян М.Ю. Распределение обязанностей в семье и отношения между супругами \ Семья и социальная структура - М., 1987. - С 53-70., Ачылова РА. Нация и семья / АН.Кирг.ССР. Ин-т. философии и права-Фрунзе. 1987.-188с; Баздырев- К.Н. Как быть счастливым в браке- М.: Мысль, 1987.-219с; Бестужев- Лада. Семья вчера, сегодня завтра-М.: Знание, 1979.-95с; Ступени к семейному счастью. - М.: Мысль, 1998.-302.с; Голод С.И. Стабильность семьи: социологические и демографические аспекты. - Л.:1984.-13бс, Голод С.И. Будущая семья: каково она?: (социал:-нравств. аспект). - М.: Знание, 1990.-62с; Тнтаренко В. Кулыура семейных отношений: сб. статей. -М.: Знание, 1980.-112с; Титаренко В Нравственное воспитание в семье // Культура семейных отношений. - М., 1985-175с СовинаТ.Б., Гасанов H.H. Ссмья-это серьезно. - Махачкала Дог.кн.изд-во, 1989.-96с.

8 Тендер: традиции и современность. Под ред. С.Р.Касымовой. Душанбе. Ирфон, 2005. - 200с.; Тендерные отношения в Таджикистане, национальный отчет 1999. Под ред. С.Р.Касымовой. Душанбе.2000.; Диноршоева 3. Исламская религия и проблемы гендерного насилия. (Тендерное насилие. Учебное пособие.) - Душанбе, 2003г.; Исоев С. Народные традиции. Опыт по трудовому воспитанию детей в семье: (на примере Таджикской ССР): Автореф.дис. кавд.педнаук.-Ташкент 1980-20с.; Кобилова С. А., Шляхтенко И.И. Молодая семья: опыт социального исследования. -Душанбе: Дониш,1992.-42с; Плахов В.Д. Традиции и общества: опыт философско-социолошческого исследования. - М.: Мысль, 1982.-220с: Жизнедеятельность семьи. Тенденции и проблемы (Отв. Ред.Аитов АИ.).М.: Наука, 1990.-128с.

9 Абуали Ибн Сино. Осор. «Тадбири манзил» («Домоводство»). T.4. Душанбе, «Дониш», 2009. - С.17-44. ( на тадж.яз.).

10 См. Худоёр Шоихтиёров. Социальная философия. Насириддина Туси. Гл 3. Философия домоводства. Душанбе «Дониш», 2007.-С. 150. домашнего очага, его хозяйства.

Насириддин Туси как и Ибн Сино определяют понятием «домоводства» (хонадон), включая в него широкий круг факторов, обеспечивающие жизнедеятельность микро-коллектива семьи - жилище, питци, устройство бьтга, порядок реализации бытовых потребностей членов семьи, взаимоотношения межцу супругами, родителями и детьми и со всеми родственниками.

Особый интерес для разработки избранной нами темы исследования представляют труды таджикских ученых по гендерной проблеме.11 В них отражены новые процессы на постсоветском пространстве, которые включают в себя как позитивные, так и негативные изменения в системе тендерных отношений, включая также и их отражение в семейно-брачных отношениях.

Более близкими к нашим научным интересам являются труды Хашимова А.Х., Балагушкина Е.Г., Гафаровой М.К., Лаптенок С.О., Овсенян Г. И. Протопоповой., А. Н. Хегай М., Харчева А. Г. Шляхгенко И.И.12 В них рассматриваются значимость нравственных ценностей семьи, происшедшие изменения в семейно-брачных отношениях и в структуре семьи.

Все выше перечисленные научные исследования, бесспорно, создают достаточно серьезную теоретическую и методологическую базу для изучения и осмысления новых реалий современного таджикского общества, когда происходят радикальные и глубокие, с опорой на богатое духовное наследие народа, п. Тендер; традиции и современность. Под ред. С.Р. Касымовой. Душанбе. 2005.- 198с.; Тендерные отношения в Таджикистане, национальный отчет 1999. Под ред. С.Р.Касымовой. Душанбе.2000.; Диноршоева 3. Исламская религия и проблемы геядерного насилия.(Гендерное насилие. Учебное пособие) - Душанбе, 2003г. п. Хашнмов А.Х., Балагушкин Е.Г, Сущность и нравственная основа семьи-Душанбе: Ирфон, 1975.-222с.; Лаптенок С.Д. Нравственная сущность семейно- брачных отношений.- М.: Знание, 1990. -47с.; Лаптенок С.Д. Нравственное развитие личности в семье. - М.: Знание; 1977. - 64с.; Овсенян Т.Н. О нравственно-психологических особенностях современной семьи // Вопросы философии: Пилисопайутйан арцер.-Ереван, 1987,-145с.; Протопоповой А.Н. - В семье. Взаимное уважение. Забота о детях (изд.3-е, дом) М.Полит.изд. 1964.-160с; Хегай М. Женская занятость в Таджикистане // Общественное мнение, социальная трансформация общества (на материалах социологического исследования в Таджикистане) - Душанбе, 1997.-2 Юс.; Хегай М. Исследования явления многоженства в Таджикистане. - Душанбе,2002.; Харчев А.Г. Нравственность и семья - М.: Знание, 1981.48с.// В помощь лектору.; Харчев А.Г., Мацковскин М.С. Современная семья и ее проблемы. (Социально-демографические исследования). - М.: Статистика, 1978.-224 е.; Шляхтепко И.И. Духовно-нравственные основы современной семьи Л Известия АН. РТ. Серия: философия и правоведение.-№1,-1995.-С,57. изменения в социально-экономической и духовной жизни общества со всеми их противоречиями и трудностями. Они как в зеркале, пожалуй, еще более острее, отражаются на положении семьи, в особенности её духовно-нравственных основ. В этой связи возникает необходимость научного исследования, отражающего духовно-нравственные устои современной таджикской семьи, а также факторы, которые способствуют их укреплению в контексте современных процессов как в Таджикистане, так и целом регионе Центральной Азии.

Объектом исследования является семья как общественный институт современного таджикского социума.

Предмет исследования - факторы, влияющие на формирования духовно-нравственных основ таджикской семьи, процессы их изменения и развития в условиях суверенитета Республики Таджикистан и трансформации таджикского общества, тенденции преобразования духовного мира семьи на материалах Таджикистана. Цель и задачи диссертационного исследования.

Целью работы как сделать из лизуна мячик является анализ духовно нравственных основ таджикской семьи, выявление её особенностей и тенденции развития в условиях трансформирующегося страны.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи: рассмотреть понятие семьи, семейных отношений, функции семьи как методологической основы исследуемой темы диссертации;

- рассмотреть раскрепощение женщины как предпосылку формирования новых отношений в семейной жизни;

-определить роль национальной культуры в формировании нравственных основ семьи таджикского народа;

-определить место и роль религии ислама в структуре нравственных основ таджикской семьи;

-выявить особенности развития нравственных устоев семьи в условиях реформирования и демократизации общества;

- Определить состояние современной семьи и семейных отношений, взятых с разных методологических подходов;

V и I

Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты данного исследования восполняют существующий пробел в изучении нравственно-духовной основы таджикской семьи, в условиях достижения Таджикистаном независимости и перехода к рыночным экономических отношений, что служит основой для дальнейшего расширения теоретической разработки данной проблемы. Материалы данной диссертации могут быть широко использованы при чтении лекций и спецкурсов по социальной философии.

Сформированные в диссертации выводы и предложения, могут быть использованы в практической деятельности управленческих структур, общественных организаций, занимающихся вопросами семьи и гендерной проблематикой. Источниковую базу исследования составили научные труды философов, социологов, историков, политологов и политических деятелей, непосредственно затрагивающие проблему семьи и её духовного мира. Научная новизна работы:

-впервые в комплексном плане исследуется духовно-нравственная основа современной таджикской семьи, особенности её развития в условиях достижения суверенитета РТ и переходного периода;

-показаны некоторые региональные и национальные особенности духовной жизни таджикской семьи в тесной связи с экономическими, социально-политическими и культурными процессами в Таджикистане;

- на основе анализа разных подходов (марксистский, социально-конструктивный, рационально-инструментальный, тендерный) к исследуемому объекту, выявлены их взаимодополняемость в процессе оценки состояния семьи. Вместе с тем определяется особое значение ценностного подхода, который как самый адекватный позволявший выявить сущность понятия семьи, её природу еще на примордиальном (корневом) уровне и, в конечном итоге, её соответствие параметрам прогресса общества;

- определяется диалектическая взаимосвязь национальной культуры, традиции и семьи, что особенно ярко обнаруживается при гуманистическом подходе к культуре как мере развития человеческого в индивиде, начало которому закладывается в семье. Сегодня, когда таджикское общество стало открытым для взаимодействия с другими народами, важно создание пространства для диалога и развития необходимых качеств и навыков для ответа на существующие вызовы реальности. Эти необходимые качества воспитываются в семье;

- основной причиной разводов в семье исследователи нередко считают неподготовленность молодежи к семейной жизни. Диссертант плюс к этому считает, что серьезными причинами разлада и разрушения семьи в условиях Таджикистана становятся проблемы бедности, ранняя выдача замуж девушек, насилие в отношении женщин в семье, безработица, которая породила трудовую миграцию, когда супруги по много лет живут раздельно, иногда создавая другие семьи;

- объективно оценивается влияние религии ислама в формировании нравственных устоев таджикской семьи. Ислам расценивается как изначальное лоно нравственности в семье, вместе с тем указывается на тесное переплетение религиозных с народными традициями, что требует находить в них рациональное зерно, укрепляющее духовно-нравственную основу семьи;

- прослеживается противоречия и трудности, происходящих изменений в духовной жизни, менталитете семьи в процессе демократизации таджикского общества;

- анализируя состояние семьи на новом уровне развития общества — демократизации и перехода к рыночным отношениям, выявляется изменение социальных ролей в семье, когда абстрактно-всеобщий принцип в семье начинает уступать различиям социальных ролей и придания им равноправного характера. В этом контексте право каждого члена семьи уже защищены нестолько главой семьи, сколько государством на законодательном уровне;

- выявлена некоторая неопределенность в ценностных ориентациях института семьи, вызванная огромным социально-экономическим ущербом, нанесенный гражданской войной и кризисными явлениями переходного периода;

- принятие закона «О повышении ответственности родителей за обучение и воспитание детей» в Таджикистане расценивается не только как на законодательном уровне обязать родителей в выполнении своих гражданских обязательств, но и взывание к семье, ориентированное на переход её на уровень гражданских институтов, что есть хороший сигнал к тому, что государство постепенно обращается к вопросам формирования гражданского общества, где семья занимает важное место."

Вышеуказанные полученные новые результаты выносятся на защиту. Теоретико-методологическую основу диссертации составляет комплекс социолого-философских принципов, ориентирующих на всесторонний объективный анализ духовно-нравственных основ семьи в её историческом развитии, во взаимосвязи с духовной культурой таджикского народа. Наряду с другими общенаучными методами особое место занимает диалектический принцип о взаимосвязи социально-экономических и духовно-политических явлений и процессов, позволивших исследовать и научно проанализировать формирование и развитие духовной атмосферы семьи во взаимосвязи со всеми социально-экономическими, духовными и политическими преобразованиями таджикского общества.

Научно- практическая значимость. Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы для дальнейшего решения проблем семьи не только на национальном, но на региональном и международном уровнях.

Некоторые выводы работы могут быть использованы в качестве показательных примеров в учебных программах, демонстрирующих сложный характер протекания социальных и тендерных процессов в Таджикистане.

Полученные в диссертации результаты могут быть также использованы в соответствующих спецкурсах в преподавании социальной философии, социологии, социальной антропологии, культурологии и политологии в высших учебных заведениях.

И, наконец, результаты работы могут быть реализованы в качестве рекомендаций, как для Правительства Республики Таджикистан, так и для стран Центрально-азиатского региона.

Апробация исследования. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на расширенном заседании Отдела социальной философии Института философии, политологии и права АН Республики Таджикистан. Основные положения и результаты диссертации излагались в виде лекций, докладов и сообщений на различных как международных, так и местных семинарах и конференций, по теме на международном симпозиуме: «Вклад женщин в развитии современного мира и международного сотрудничества» Душанбе-2004г, Центр стратегических исследований при Президенте Республики Таджикистан. Международной научно-теоретической конференции

Совершенствование управления государством и обществом в условиях глобализации»: Таджикистан и современный мир. №4 (13) 2006. Душанбе-2006г, на научно-практической конференции «Развитие семей Республики Таджикистан в переходный период» Институт демографии АН РТ.26.12. 2008г.

Основное содержание диссертации отражено в статьях и учебно-методических разработках.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, состоящие по 3 параграфа каждая, заключения и библиографии.


Закрыть ... [X]

Панно "Осколки" Страна Мастеров Поздравления с днем рождения аня смешные

Как сделать из лизуна мячик Как сделать из лизуна мячик Как сделать из лизуна мячик Как сделать из лизуна мячик Как сделать из лизуна мячик Как сделать из лизуна мячик Как сделать из лизуна мячик