Для коррекции грамотности

«Формирование  коррекционно-логопедической компетентности родителей как условия повышения эффективности образовательного процесса в группе компенсирующей направленности для детей  с тяжёлыми нарушениями речи». Компоненты и характеристика коррекционно-логопе­дической компетентности родителей. Диагностическая методика. Критерии и уровни коррекционно-логопедической компетентности родителей.  коррекции

 

«Формирование коррекционно-логопедической компетентности родителей как условия повышения эффективности образовательного процесса в группе компенсирующей направленности для детей  с тяжёлыми нарушениями речи»

 

Чехомова Юлия Васильевна, учитель-логопед первой квалификационно йкатегории, МАДОУ «Росток», детский сад № 48 «Радуга».

                                                                                                                 

   Ещё Л… С.Выготский говорил о том, что наиболее благоприятная атмосфера общения создаётся родителями в семье, где с первых дней рождения ребёнка происходит полноценное развитие его личности, его социализация.

  В связи с высокой занятостью родителей бытовыми (чаще финансовыми) семейными проблемами наблюдается тенденция к снижению качества общения между ребёнком и взрослым. Это влечёт за собой появление различных по характеру выраженности проблем в формировании коммуникативного поведения подрастающего поколения. Поэтому всё большее распространение среди детей дошкольного возраста получает  общее недоразвитие речи(ОНР) как системное нарушение, требующее для его преодоления комплексной, длительной логопедической коррекции. Работа с детьми, имеющими ОНР должна включать в себя коррекционно-воспитательное воздействие со стороны специального учреждения и родителей, многие из которых часто не имеют даже элементарных представлений о том, чем и как они могут помочь в данной ситуации. Не все родители способны грамотно, осознанно и основательно выполнять возложенные на них функ­ции и нести ответственность за свои действия в процессе  развития зрительного восприятия и логопедической коррекции. Поэтому проблема форми­рования коррекционно-логопедической компетентности родителей дошкольниковс ОНР на современном этапе очень актуальна.

Опираясь на научные данные и учитывая специфику логопедической работы по преодолению ОНР, под коррекционно-логопедической ком­петентностью родителей мы будем понимать определенную мотивационно-ценностную направленность родителей на коррекцию зрительного и речевого дефекта ре­бенка, подкрепленную совокупностью основных общепедагогических и лого­педических знаний.

В структуре коррекционно-логопе­дической компетентности родителей были выделены четыре компо­нента: 

Коррекционно-логопе­дической компетентности родителей

 

Компоненты

Характеристика

Мотивационно-целевой

Предполагает наличие у родителей четкого видения целей и задач про­цесса логопедической работы по преодолению ОНР и сформированность устойчивых внутренних мотивов для коррекции имеющихся недостатков.

Когнитивный

Предполагает наличие у родителей теоретических и технологических знаний о специфике нарушения речи  ребенка, о сущности логопедической работы по устранению ОНР, а также наличие представлений о доступных способах и методах организации занятий с ребенком в домашних условиях.

Деятельностный

Предпо­лагает сформированность умений организовать занятия с ребенком в домашних условиях для достижения максимальных результатов.

Оценочный

Предполагает способность родителей самостоятель­но оценивать качество собственных усилий и эффективность занятий с ребенком дома.

 

Проблемы специальной помощи семье, воспитывающей ребенка с на­рушениями в развитии, не нашли пока широкого освещения в научной лите­ратуре. Среди отечественных авторов ведущее место в разработке этой проблемы принадлежит Н. Л. Белопольской, В. В. Ткачевой, в работах которых определены принципиальные подходы к организации и содержанию консультирования таких семей.

      В настоящее время разрабатываются варианты методического обеспечения направленной работы логопеда с ро­дителями в дошкольном учреждении с целью вовлечения их в процесс коррекционной работы. На практике доказано, что достижение коррекционного эффекта в системе специальных занятий ло­гопеда в детском саду само по себе не гарантирует переноса позитивных сдвигов в реальную жизнедеятель­ность ребенка. Необходимым условием закрепления достигнутого является активное воздействие на близких ре­бенку взрослых с целью изменения их позиции и отношения к ребенку, вооружение родителей адекватными способами коммуникации и доступными способами коррекции.

Мы составили комплекс диагно­стических методик по выявлению исходного уровня компетентности родителей дошкольников с ОНР в процессе логопедической коррек­ции.В данный комплекс мы включили следующие методики:

 

Диагностическая методика

Цель

1.

Тест — опросник родительского отношения к коррекции, имеющихся недостатков у ребёнка.

Выявление возможностей и желания у родителей участвовать в коррекции, имеющихся недостатков у ребёнка.

2.

Анкетирование родителей.

Выяснение отношения родителей к ходу и ожидаемым ре­зультатам логопедической коррекции речевого недоразвития ребенка, а также характера взаимоотношений в семье с точки зрения его влияния на речевое развитие ребенка.

3.

Беседа с родителями.

Получение сведений о ходе раннего речевого развития ребенка, времени обнаружения трудностей в овладении речью, о предпринимаемых родителями действиях.

4.

Ознакомление родителей с логопедической диагностикой.

Ознакомление с действительным состоянием речи ребёнкана момент логопедического обследования в начале учебного года.

 

На основе обозначенных компонентов нами были выделены критерии оценки уровня коррекционно-логопедической компетентности родителей:

 

Критерии коррекционно-логопедической компетентности родителей

1.

Точное понимание целей кор­рекционно-логопедической работы по устранению ОНР.

2.

Наличие устойчивого внутреннего мотива взаимодействия со специали­стом в коррекционно-логопедическом процессе.

3.

Наличие определенного минимума теоретических знаний о нормальном ходе речевого развития ребенка до­школьного возраста.

4.

Понимание основных специальных терминов, часто используемых логопедом  в общении с родителями.

5.

Осознанное стремление к са­мостоятельному пополнению запаса специальных знаний и умений.

6.

Способность организовать своего ребенка на занятие.

7.

Умение оценить продуктивность и эффективность собственной работы.

 

В соответствии с выделенными кри­териями нами были условно определены четыре уровня коррекционно-логопедическойкомпетентности родителей старших дошкольников с ОНР.

 

Высокий уровень

Предполагает на­личие у родителей четкого, осознанного понимания целей и задач логопеди­ческой работы по устранению ОНР,  а также сформированность устойчивого внутреннего мотива для взаимодействия с логопедом. Наряду с достаточными представлениями о нормальном ходе речевого развития ребенка и хорошей ориентировкой в часто употребляемых логопедом специальных терминах, у родителей отмечается желание са­мостоятельно расширять круг своих знаний и умений. Они умеют органи­зовать своего ребенка для проведения занятия и проконтролировать резуль­тативность совместной работы. Этот уровень также требует от родителей хорошего владения основными при­емами, упражнениями и методическими правилами для проведения целенаправленных логопедических игр и занятий в домашних условиях.

Уровень выше среднего

Допускает неполное понимание логопедической терминологии, незначительные несо­вершенства во владении практическими навыками работы с ребенком. Но данный уровень коррекци­онно-логопедической компетентности родителей подразумевает способность создания условий в семье, позволяющих решать коррекционные задачи, по преодолению речевых нарушений у ребёнка.

Средний уровень

Родители недостаточно понимают сущность, цели и задачи, а главное, необходимость оказания логопедической помощи со стороны специалистов собственному ребенку. Эти родители не считают обязательным, и полным свое содействие процессу преодоления ОНРи нарушения зрительного восприятия. Они слабо ориентируются в логопедической терминологии, многие понятия им даже не знакомы. В процессе самостоятельно организованных занятий с ребенком, такие родители непоследовательны, раздражительны, невнимательны и как следствие, в большинстве случаев пассивны. Многие из родителей признают нецелесообразность своего отношения и поведения, но, как правило, приводят ряд оправдательных аргументов.

Низкий уровень

Коррекционно-логопедическая компетентность характеризуется отсутствием стремления участвовать в коррекционно-логопедическом процессе, склонностью идеализировать свои действия. Важной чертой является желание родителей подчеркивать необязательность своего содействия. Данный уровень предполагает также полное непонимание специфики логопедической работы по преодолению ОНР, фактическое отсутствие осведомленности в специальной терминологии, методических условиях; и правилах организации и осуществления домашних занятий с ребенком. Также важной особенностью является несформированность мотивации изменению сложившейся ситуации сторону улучшения.

 

Проведенное обследование коррекционно-логопедической компетентности по вопросам речевых нарушений у детей по­казало следующие результаты:

Лишь 7%испытуемых имеют достаточный (высокий) уровень коррекционно-логопедической компе­тентности, что, как мы предположили, будет являться одним из условий эф­фективности логопедической работы по устранению ОНР. У 28%испытуемых мы обнаружили низкий, средний(51%) и выше среднего (14%) уровни. Определили этих родителей в качестве экспериментальной группы для проведения работы по формиро­ванию коррекционно-логопедической компетентности.

Мы составили план, включающий в себя следующие формы работы с родителями: семинары-практикумы, индивидуальные консультации, памятки для родителей, стенд для родителей«Развитие речи детей» и«Логопедическая те­традь»для домашних занятий родителей с ребенком по заданиям логопеда.

С сентября по май запланировали провести 3 тематических семи­нара, подгрупповые консультации. Было составлено 4 памятки для ро­дителей (по материалам семинаров и консультаций). На протяжении всего времени со­трудничества с родителями находил­ся в действующем состоянии стенд для родителей «Развитиеречи детей».

 

Название семинаров и консультаций

Ответственные

1.

«Общие закономерности нормаль­ного речевого развития дошкольников 5-7 лет».

Учитель-логопед

2.

«Особенности  физического, психического и речевого развития дошкольников, имеющих  ОНР».

Учитель-логопед

3.

«Дидактические и словесные игры», помогающие развитию:

-  лексико-грамматического строя речи,

— фонематического восприятия и звуко-буквенного анализа,

— звуко произношения,

— связной речи,

— мелкой моторики.

Учитель-логопед

4.

Подгрупповые консультации были посвя­щены решению вопросов, возникающих у родителей в процессе проведения самостоятельных домашних занятий по «Логопедической тетради».

Учитель-логопед

 

На каждую лексическую тему прописан подробный конспект занятия с ребёнком дома.

Таким образом, данная практика взаимодействия с родителями с целью формирования их коррекционно-логопедической компетентности носила последовательный, постоянный характер. В процессе сотрудничества мыс родителями хорошо узнали друг друга, у нас сформировалась своеобразная груп­па единомышленников, ставящих своей первостепенной задачей достижение по­ложительного результата логопедической работы по устранению ОНР.

Контрольная диагностика была условно разделена на два этапа. На первом этапе был проведен анализ непосредственного результата нашей работы, то есть мы выясняли, насколько и в какую сторону изменился уровень коррекционно-логопедической компетентности родителей. Эту информацию мы получали посредством анкетирования родителей и индивидуаль­ных бесед с ними. На втором этапе мы выясняли, насколько повлияло повышение уровня коррекционно-логопедической ком­петентности родителей на эффективность логопедической помощи детям.

Анализ количественных данных по формированию уровня коррекционно-логопедической компетенции показал:

 

Уровень

коррекционно-логопедической компетентности

Начало года

Конец года

Высокий уровень

1 человек – 7 %

4 человека – 28 %

Уровень выше среднего

2 человека – 14 %

  6 человек – 44 %

Средний уровень

 7 человек – 51 %

4 человека – 28 %

Низкий уровень

4 человек — 28 %

 

 

 

Отмечено благотвор­ное влияние достаточного уровня коррек­ционно-логопедической компетентности родителей на эффективность логопе­дической работы по устранению ОНР.

 Мы полагаем, что при соблюдении таких условий, как осуществление своевремен­ного изучения исходно­го уровня коррекционно-логопедической компетентности родителей дошкольников с ОНР, использование для его повышения интерактивных форм работы, в результате которых  родители получают специальные знания, методические разработки и рекомендации по проведению целенаправленных занятий с ребёнком, всё это позволяет повысить уровень коррекционно-логопедической компетент­ности родителей и эффективность всей логопедической работы по устранению ОНР у старших дошкольников.

Данные выводы подтверждают результаты коррекционной работы с детьми.

  

Дифференциация детей по логопедическим диагнозам

 

Диагнозы

ФФНР

ОНР – 2 уровня

ОНР – 3 уровня

ОНР – 4 уровня

Начало года

1 ребёнок

7 %

1 ребёнок

7 %

10 детей

72 %

2 ребёнок

14 %

Конец года

2 ребёнка – 14 %

-

6 детей – 43 %

6 детей – 43 %

 

 Партнёрство педагогов и родителей в создании единого коррекционно-развивающего пространства обеспечивает ребёнку  успешную социализацию в детском саду среди сверстников, а в последствии предполагает лёгкую адаптацию к школьной среде, и к окружающей жизни взрослых.


Закрыть ... [X]

«Формирование коррекционно-логопедической компетентности родителей Если трескается кожа на пальцах до крови

Для коррекции грамотности Для коррекции грамотности Для коррекции грамотности Для коррекции грамотности Для коррекции грамотности Для коррекции грамотности